По Европе: 2. Автонюансы

        Стокгольм Ну что, настал волнительный для многих момент – получение прокатного автомобиля. Думаю, в процессе подготовки к этому событию вы почерпнули немало информации, теперь осталось применить ее на практике. Для начала нужно найти офис прокатной конторы.

          1. Ищем прокатчика. Посмотрите еще раз на ваучер: там должно быть написано, где получать авто. Чаще всего, это стойка где-нибудь в зале прилета (тогда может быть написано, например, desk in terminal). В этом случае нужно ориентироваться на указатели Rent a car, на которых изображены автомобиль и ключ.

          Но, иногда офисы прокатчиков вынесены за пределы здания аэропорта, например, как в лондонском Хитроу. Тогда до места вас доставит бесплатный шаттл (опять же, смотрим на соответствующие указатели). Хотя, порой, легче пешком дойти (как в Пизе), чем его ждать.

           Часто отсутствие офиса в аэропорту говорит о том, что ваш прокатчик — это небольшая местная контора, которой не нашлось (или не по карману) место в аэропорту. Но, это еще не значит, что вы получите второсортный сервис. Если у прокатчика нет стойки в аэропорту, порядок встречи указывается в ваучере: или вам нужно подойти в какую-то точку аэропорта или на выходе из зоны прилета кто-нибудь будет маячить с табличкой, на которой написано ваше имя. Как-то раз мне пришлось самому опознавать встречающего по фирменному бейджу у него на груди. Будьте готовы к тому, чтобы позвонить прокатчику и скоординировать встречу на месте.

          А затем, для оформления документов и получения авто вас отвезут в офис, находящийся, обычно, в пределах нескольких минут езды от аэропорта. Обратный путь проделывается аналогично – подъезжаете к офису, и вас доставляют  в аэропорт, иногда на вашей же машине.

          Но, иногда, оформление бумаг происходит прямо в зале прилета, буквально «на коленке». Не забудьте в таком случае уточнить порядок возврата машины (если вас никто потом не будет встречать) – куда ее поставить и как быть с ключом.

          2. Оформляем контракт. Ну, у солидных прокатчиков все как положено – стойка с логотипом, персонал в униформе… Предъявляете ваучер, паспорт, банковскую карту и российские права (если попросят, то и международные права). Кроме этого, менеджер попросит вас написать свой домашний адрес и телефон. Возможно, также и место проживания во время поездки. Если вы хотите оформить полную страховку, второго водителя или еще какие-то опции, сообщите об этом менеджеру. Впрочем, про страховку он вас, скорее всего, сам спросит. Если дополнительная страховка вам не нужна, можете сказать «only basic», т.е., только та, которая изначально входит в стоимость проката (с франшизой).

           Бывает, что менеджеры вообще ничего не предлагают, иногда скромно интересуются, нужна ли дополнительная страховка, но, порой они бывают весьма настойчивы: мол, это в ваших интересах, машина новая и дорогая, бла-бла-бла. Но, вы уж сами должны для себя решить – нужна вам эта страховка или нет. Правда, такие конторы, как Goldcar, могут припасти еще один аргумент: если не будете брать полную страховку (или не заплатите за понижение франшизы), мы заблокируем на вашей карте депозит в размере франшизы. Жесткий аргумент.

          Давайте вспомним, что такое франшиза. Это предел вашей ответственности в случае нанесения ущерба автомобилю. Т.е., если франшиза установлена в 900 евро, то ущерб в 500 евро полностью ляжет на ваши плечи, а если ущерб 1500 евро, то, с вас только 900 евро. Поскольку депозит, блокируемый на карте, обычно, гораздо меньше, чем франшиза (в среднем, 200-400 евро), то увеличение его до 1000-1200 евро может нанести непоправимый удар по бюджету экономного путешественника. Именно поэтому я всегда и советую завести кредитную карту с хорошим лимитом – пусть себе блокируют его, а ваши собственные деньги (например, на дебетовой карте) останутся в распоряжении хозяина.

        Что касается размера блокировки, то, предвидеть точно, сколько средств заблокируют на вашей карте, иногда под силу, разве что экстрасенсу. Можно только предполагать. В попытках хоть немного сориентироваться в этом вопросе, кое-кто звонит в представительства крупных международных прокатчиков в Москве и получает совершенно неправильные ответы (часто звучат суммы, равные франшизе).

         Для того, чтобы Вы сами оценили размер предполагаемой блокировки, ниже я привожу свою личную статистику. Здесь указаны: год, место получения машины, прокатчик, класс машины и сумма блокировки.

2009 Верона Europcar econom 336 евро
2009 Милан Europcar econom 400 евро
2010 Мюнстер Europcar Intermediate 381 доллар США
2010 Дюссельдорф Sixt econom 300 евро
2010 Берлин Europcar econom 205 евро
2011 Мадрид Europcar compact 156 евро
2011 Бергамо Hertz compact 200 евро
2011 Париж Hertz compact 205 евро
2011 Ганновер Europcar Intermediate 360 евро
2012 Амстердам Avis mini 95 долларов США
2012 Мадейра Sixt econom 150 евро
2012 Милан Europcar mini 396 долларов США
2012 Мальта Drifter mini 700 евро
2012 Бильбао Avis mini 85 долларов США
2012 Ганновер Europcar compact 215 евро
2013 Дюссельдорф Hertz econom 200 евро
2013 Пиза Autoeuropa SBC mini 800 евро
2013 Афины Surprize mini 0
2013 Милан Goldcar mini 1200 евро
2013 Тенерифе Cicar compact 0 (SCDW)
2013 Барселона Centauro minivan 700 евро
2014 Вена Europcar compact sw 750 евро
2014 Дюссельдорф Hertz compact sw 240 евро
2014 Жирона Enterprize/Atesa minivan 150 евро
2014 Барселона Centauro compact 600 евро
2014 Дюссельдорф Enterprize compact 0 (с покупкой топлива)
2015 Париж Europcar econom 100 евро
2015 Милан Goldcar compact 132 евро (SCDW)
2015 Рим Autoeuropa SBC compact 300 евро (SCDW)
2015 Тенерифе Cicar econom 0 (SCDW)
2016 Брюссель Budget compact 95 евро
2016 Брюссель Budget minivan 97 евро
2016 Малага Del Paso econom 1000 евро
2016 Тенерифе Autoreisen econom 0 (SCDW)
2017 Кельн Enterprize minivan 7 250 евро
2017 Ницца Europcar compact 300 евро

Что касается сроков «разморозки» заблокированных сумм, то это зависит от прокатчика и от вашего банка. Максимальный срок — месяц, тогда сумма разблокируется автоматически.

           Кстати, несмотря на диспуты в интернете по поводу того, может ли прокатчик отказать в приеме дебетовой карты (поскольку, повсеместное условие – «кредитная карта на имя водителя»), я ни разу не сталкивался с тем, чтобы при оформлении машины не взяли дебетовую карту уровня Visa Classic (MasterCard Standard) и выше, поскольку в Европе подобные карты относятся к категории кредитных. Однако, иногда подобные сообщения, все-таки, встречаются. Так что, самым надежным (да и выгодным) вариантом является «нормальная» кредитка.

           Если в стоимость проката не входит additional driver, т.е. дополнительный водитель, а он вам все-таки нужен, не забудьте оформить эту опцию, т.к. в противном случае сменщик ваш будет «вне закона», что приравнивается к отсутствию страховки. То же касается пересечения границы – уточните, куда нельзя ехать, куда можно, а куда можно только за деньги.

           Это часто называется таким термином, как crossboarding. Если в ваших планах есть выезд за границу страны получения авто, то, помимо того, что изначально при бронировании нужно убедиться о такой возможности в принципе (не все прокатчики это разрешают даже за деньги), при оформлении авто нужно это оговорить и, при необходимости, заплатить. Иначе, лишитесь страховки.

            После того, как расписались в документах, убедитесь, что у вас есть номер телефона, куда необходимо звонить, если с машиной, не дай Бог, что-то случится.

           Наконец-то, настала пора получать «ласточку»…

           3. Получаем авто. Казалось бы, чего там, сложного: взял ключи, сел и поехал. Не спешите. После того, как придете (а может и приедете на шаттле) на стоянку за машиной, убедитесь, что все повреждения (вмятины, царапины, сколы), если таковые имеются, отмечены в чек-листе, который вам выдали. Если нашли «неучтенку» — лучше вернуться и попросить, чтобы их тоже отметили, иначе есть риск, что эти повреждения потом повесят на вас.

           Снаружи все в порядке? Проверьте электрику – фары, поворотники, стекла, гнездо для прикуривателя, куда вы будете подключать навигатор. Бывало, что нам приходилось возвращаться и менять машину из-за неисправности электрооборудования. Но, как-то раз проморгали неработающий омыватель стекла и потом всю дорогу мучались (с постоянно молочно-белым стеклом) на зимних трассах, политых антиобледенителем.

          Раз уж начали все придирчиво осматривать, проверьте, заодно, и остальное: запаску, аптечку, жилет, парковочные часы (чтобы потом на парковках с лимитированным сроком не писать ручкой на бумажке время прибытия)…

              4. Ездим и паркуемся правильно. Может быть, это выглядит очередной перестраховкой, тем не менее, неплохо заранее ознакомиться с особенностями ПДД в тех странах, которые предстоит посетить. Особенно, что касается скоростного режима и правил парковки. От страны к стране правила могут отличаться, поэтому, на границе устанавливаются информационные щиты, напоминающие о скоростных лимитах на всех видах дорог страны, в которую вы только что въехали.

          Наши водители, не привыкшие платить за уличную парковку, частенько находят на ветровом стекле штрафную квитанцию. Если вы попали под суровую руку парковочной полиции, лучше найти способ заплатить штраф сразу, потому что информация о нарушении правил поступит в прокатную контору, а та, в свою очередь, предоставит полиции ваши данные, да еще и возьмет с вас за это плату. И это расходы не считая самого штрафа. А если вы, получив на свой домашний адрес извещение о штрафе, как честный человек решите не ссориться и заплатить его, то, возможно, вынуждены будете потерять время и силы на оформление международного банковского перевода (поскольку не всегда получается сделать оплату через интернет). Ну, и, разумеется, дополнительно потратитесь на комиссию банку. Так что, внимательно смотрите на знаки и дорожную разметку.

         Платная парковка, обычно, обозначена синей разметкой (хотя, и не обязательно), могут присутствовать надписи, например payant. Время суток, в течение которого парковка платная (скажем, по будням в дневные часы), указывается на дорожных знаках и парковочных автоматах. Если платить надо, значит кормите паркомат монетами, а чек кладите под стекло на торпедо, чтобы его было хорошо видно. Иногда парковка бесплатная, но, только на час или два. Значит, нужно взять парковочные часы (синюю  картонку с крутящимся циферблатом), поставить на них время прибытия и также положить на торпедо.

         Вывод по уличным парковкам такой: прежде чем оставить где-то свою машину, постарайтесь убедиться, что вы все правильно поняли про условия стоянки (можно-нельзя, платно-бесплатно, максимальный срок) и существующие ограничения (например, «только для местных жителей»).

           С парковками, оснащенными шлагбаумом все проще: там не надо смотреть на знаки и соображать – платно здесь или нет, а потом торопиться, когда оплаченное время истекает, и переживать, как бы не впаяли штраф… Заехал, взял талончик, запарковался и пошел гулять. А когда нагулялся – вставил талончик в автомат и оплатил, сколько попросили. На выезде еще раз вставил (уже оплаченный) талон в приемник и… свободен! Оплата может быть от  почасовой до поминутной (приятнее, конечно, поминутная – не переплачиваем лишнего). Что касается тарифов по сравнению с уличной парковкой, то однозначного вывода нет: может быть как дороже, так и дешевле.

         Но, если говорить о тарифах, то самые гуманные – на парковках системы P+R (Park and Ride), что означает «паркуйся и поезжай»… на общественном транспорте. Данная система призвана сократить автотрафик в центрах крупных городов. Есть, конечно, и такой способ ограничения въезда как платный проезд (скажем, в Лондоне), но, приятнее система, принятая, к примеру, в Амстердаме: вы паркуетесь за пределами центра примерно за 8 евро в сутки (по сравнению со стоимостью уличной парковки на центральных улицах – это совсем дешево) и получаете билеты на трамвай, по которым 5 человек могут доехать до центра и обратно.

          Подобное стимулирование использования общественного транспорта есть и в других городах: если вы едете в Перуджу, то очень удобно при съезде с автострады оставить машину на бесплатном паркинге и добраться до центра города на мини-метро за 1,5 евро. Или в Сиене оставить машину на паркинге супермаркета у вокзала, а вернувшись из центра на автобусе, сделать в этом магазине заодно покупки и получить бесплатный жетон для оплаты парковки. Вариантов масса, но, правило, обычно, одно – чем ближе вам нужно подъехать к центру, тем дороже это обойдется.

          И, как я уже отмечал, одна из самых болезненных для автопутешественников тем – зоны ограниченного движения, например, в Италии это ZTL (zona traffico limitato), где нарушения фиксируются камерами. Если ваш отель или апартаменты находятся в такой зоне, во избежание штрафа уточните у хозяев: не забыли ли они сообщить в полицию о том, что вы проехали в эту зону, являясь постояльцем отеля.

           Короче, для того, чтобы на месте не метаться в поисках оптимального варианта с парковкой, лучше всего заранее подготовиться к посещению конкретного города — изучить информацию о парковках, их стоимости, расписании и прочих условиях. Поможет в этом деле такой ресурс, как Паркопедия.

          5. Платим за дороги. Во многих европейских странах есть платные автомагистрали. По ним гораздо быстрее можно добраться до места. Во сколько вам обойдется эта скорость, можно (и нужно) оценить заранее, забив точки маршрута на сайте ViaMichelin. С помощью этого же ресурса можно подобрать альтернативный маршрут: самый экономичный, самый короткий, самый дешевый… Ну, и не плохо будет ознакомиться с системами оплаты дорог (в принципе) стран, где вы, пусть даже возможно, окажетесь. Кстати, если вы не торопитесь, то проехать по живописным дорожкам гораздо приятнее, чем промчаться по магистралям – увидите намного больше.

          Очень важный момент – оплата проезда. И если в таких странах, как Испания, Италия и Франция особых проблем при плохой памяти нет, т.к. на платных магистралях стоят шлагбаумы и оплата взимается по факту, то, например, в Австрии, Швейцарии, Чехии и др., забывчивость может привести к крупному штрафу, поскольку, система оплаты дорог подразумевает покупку специальной наклейки (виньетки) на ветровое стекло. И весьма важно правильно ее наклеить (на виньетке есть соответствующая инструкция). Иногда, виньетки бывают и в электронном виде.

          Приобрести виньетку, действительную на определенный период, можно, например, на заправках. Однако, если вы не собираетесь ездить по платным магистралям, ничего покупать и клеить не надо. Кстати, не спешите покупать виньетку, что называется «не глядя»: некоторые прокатчики обеспечивают машины виньетками. Но, даже если прокатчик не предусматривает гарантированное наличие виньетки, она вполне может остаться от предыдущего арендатора.

          Но, некоторые путешественники, все-таки, умудряются заполучить проблемы из-за платных дорог не только за отсутствие виньетки или за то, что она не приклеена. Это случается и в странах с принципом «оплата по факту»: когда теряют талон, выдаваемый автоматом при въезде на платный участок магистрали, или когда проезжают в «чужие» ворота с надписью telepass, предназначенные для автоматизированного расчета за проезд. Для нас актуальны ворота, над которыми красуются наличные деньги (человек, принимающий деньги) или банковские карты.

           Кстати, когда вы будете въезжать на платную дорогу и остановитесь перед закрытым шлагбаумом (постарайтесь подъезжать поближе, иначе не дотянетесь), талончик, на котором будет отмечено начало пути, скорее всего, уже будет торчать из прорези. вам остается только взять его, но, правила хорошего тона требуют, чтобы вы после этого нажали большую красную (иногда зеленую) кнопку: тогда из прорези покажется такой же талончик для следующего за вами водителя.

              Поскольку мы с вами уже долго ездим, наверное, пора и заправиться…

           6. Заправляемся. Помню, как в Англии, в одно из первых наших путешествий, мы заехали на заправку и по российской привычке я сразу пошел к стойке купить сколько-то там литров бензина. Тетенька за кассой посмотрела на меня как на идиота: мол, ты заправься сперва… В подавляющем большинстве случаев на европейских заправках действует правило: сперва заправился, потом заплатил.

            Конечно, если вы заправляетесь на автоматической АЗС за наличные, то, там более привычный для нас порядок – сначала деньги, потом топливо. Но, скажем, во Франции распространены автоматические АЗС, на которых оплата картой проводится таким образом: вы вставляете ее в аппарат, и на ней блокируется сумма, достаточная для оплаты примерно 80 литров топлива (самый большой бак), а уже затем вы заправляете авто по своему усмотрению. Лучше, конечно, заправлять полный бак: во-первых, если «мельчить» и заливать на таких заправках по несколько литров, у вас может быстро исчерпаться доступный лимит по карте (блокируется-то больше 100 евро), а во-вторых, цены на таких заправках ниже, чем на обычных, «человеческих».

          Где еще заправиться подешевле? Часто, низкие цены можно найти не только на заправках-автоматах, но, и возле больших гипермаркетов, а также на заправках в глубинке. А вот на автострадах без необходимости лучше не заправляться – там уровень цен выше. Кроме того, иногда (например, в Италии) попадаются АЗС, где есть 2 цены: с сервисом и без — если заправляетесь самостоятельно, то несколько центов на литре сэкономите.

            Также, понижение цен встречается в выходные, и весьма существенное отличие в стоимости топлива можно обнаружить на АЗС разных стран: скажем, цены на дизтопливо в Италии в полтора раза выше, чем в Люксембурге. Поэтому, если вы передвигаетесь между несколькими странами, учитывайте и этот момент.

           Может быть, такое предупреждение звучит смешно, однако, заезжая на АЗС, не забудьте, какой  автомобиль вам выдали: бензиновый или дизельный. А что,  случаи заправки не тем типом топлива бывают, и, кстати, не покрываются страховкой. Поэтому и напоминаю: бензин  — super (аналог нашего АИ-95), а дизтопливо  — diesel, gasoil, gasolio, gasoile.

          7. Возвращаем авто. Опаздывать с возвратом машины не следует. И не только потому, что это не вежливо. Вам это может обойтись оплатой дополнительных суток, как минимум. Прокатчики по-разному подходят к тому, когда заканчивается их терпение. Кто-то готов ждать 59 минут (Goldcar), кто-то аж 1 ч. 59 мин. (Centauro), а кто-то только 29 минут, как, например, Hertz. Кстати, прокатчик может с вас взять еще дополнительную сумму: например, Goldcar оштрафует на 40 евро

          В случае возврата машины в аэропорту при подъезде к нему нужно следовать указателям rent a car return (на рисунке изображено легковое авто и ключ). Если на указателях присутствуют логотипы прокатных контор, обращайте и на это внимание – пункты приема разных прокатчиков могут быть в разных местах. Но, бывает и наоборот: пункты приема машин находятся не просто на одном паркинге, порой приемку проводит одна, общая для всех прокатчиков точка. 

          Лучше всего сдавать машину в рабочие часы: приемщик посмотрит на авто, проверит уровень топлива, запишет пробег, спросит: «OK?» и выдаст соответствующую бумажку. Процедура занимает 2 минуты.

        Но, если вам предстоит ранний вылет, когда офисы прокатчиков еще закрыты, придется сдавать машину в «автоматизированном» режиме, через drop box: бросить ключ в специальный ящик или просто прорезь в дверях офиса прокатчика. Вроде бы, удобно, но, каждый раз делая возврат таким образом, приходится надеяться честность персонала прокатной конторы и на то, что ничего с машиной не случится после того, как она останется на парковке: вы же не получаете на руки документ, что с машиной действительно все ОК. Поэтому, не лишним будет сфотографировать машину и панель приборов, где будет виден уровень топлива.

          И еще одно напоминание для особо забывчивых: если в условиях аренды указано, что возврат с полным баком, значит, он действительно должен быть полным. Даже небольшое отклонение указателя от отметки «полный» повлечет для вас гораздо более серьезные расходы, чем реальная стоимость этих нескольких недостающих литров топлива. Так что, сохраните чек с последней заправки (это, кстати, напрямую требуют некоторые прокатчики).

       Подведем итог. Никаких откровений – все достаточно просто: не спешите, не суетитесь и нарушайте правил. Учитывая манеру езды в Европе, думаю, что вы получите удовольствие от руления по местным дорогам и от общения с другими участниками дорожного движения.

______________________________________________________________________

Далее: По Европе: 3. Заселение

Интересно? Расскажите друзьям:
Давайте пообщаемся:

Добавить комментарий